РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ В Г.П.БОГУШЕВСК

1.Краткий обзор состояния культуры до Великой Отече- ственной войны

До Великой Отечественной войны в Богушевске главным культурным центром был клуб железнодорожников. Размещался он в начале улицы Заслонова (в привокзальном парке), возле железной дороги.

При клубе железнодорожников (а образован он был ещё в начале 20-х годов) работали кружки художественной самодеятельности: струнный и духовой оркестры, драматический коллектив (С 1928 г., руководитель Ф.М.Кулик, с 1929 по 1941 г.г. – Б.Н.Сорочкин.).

Незадолго перед войной открылся и Народный дом – уже в бытность Богушевского района, но коллективы по привычке остались работать в железнодорожном клубе.

Когда оккупировали Богушевск, немцы застали довольно крупный посёлок с достаточно большим количеством молодёжи допризывного возраста.

Из деревни (д. Козлы) привезли две конюшни, из них сколотили большое здание, разместив в нём Биржу труда. Сюда сгоняли из Богушевска и окрестных сёл молодёжь.

Вспоминает жительница г.п. Богушевска А.М.Игнатенко: “Сгоняли молодёжь. Попали в облаву и мы с Олей (старшей сестрой). Нас всех: и богушевских, и деревенских, затолкали на Биржу труда. В главном зале, у противоположной от входа стены, стояли столы, за которыми сидели люди - и немцы и наши.

Спрашивали нас, где живём, когда родились, быстро осматривали нас, чтобы не было больных, а потом разгоняли от столов в разные стороны, к большим воротам. Когда у каждых ворот собралось человек по 30, ворота открылись, и мы увидели, что к самым дверям подогнаны грузовики. Нас стали загонять туда. Мы с Олей старались держаться вместе. Когда нас набили полный грузовик, борта закрыли и нас повезли. Недалеко, на станцию. А там уже стоял состав. Полицаи выбрасывали нас из машин и запихивали в товарные вагоны. Вся процедура заняла часа 3-4, может чуть больше. Нас заперли в вагонах, и только вечером поезд тронулся. Я плакала, Оля меня успокаивала. Но я всё равно решила: “Убегу”. Стала говорить соседям по вагону, но они боялись – убьют. Тогда мы с Олей решили: лучше умереть дома, чем в чужой стороне, оторвали пару досок и выпрыгнули под вагон. Конечно, было страшно: и прыгать, и когда над головой проносились уходящие в сторону Орши вагоны. Даже не верилось, что никто не заметил нашего побега, никто не стрелял. И мы с сестрой рванули в лес и по знакомым тропинкам к утру добежали до д. Заозерье”.

Здание Биржи труда нагоняло ужас на население Богушевска, и, когда 25 июня 1944 года посёлок был освобождён частями Советской Армии и партизанами Богушевской партизанской бригады, первым желанием было – разрушить страшное здание.

Но потом, рассудив здраво и остудив страсти, решили: зачем же добру пропадать. Тем более, что здание железнодорожного клуба пострадало от бомбёжки. Вот так и оказалось, что в самом центре Богушевска, прямо на бывшей базарной площади (по ул. Вокзальной), разместился районный дом культуры.

 

2.Восстановление культурных традиций в 40-х-50-х годах

Кончилась война. Уже стали возвращаться с фронта демобилизованные солдаты, пока только те, кого “под чистую” списывали после тяжёлых ранений. Но вот грянула Победа. И потянулись мимо станции Богушевской эшелоны с демобилизованными солдатами. Привозили земляков, но иногда и заезжие оставались в Богушевске.

Первым директором Богушевского районного Дома культуры был Белявский Василий Николаевич.

Надо сказать, что Василий Николаевич был человеком очень энергичным и не бесталанным. Первой задачей было: привести Дом культуры в порядок, реконструировать его, создать хоть какой-то уют, чтобы люди потянулись в учреждение.

Было пристроено с фасада (по ул. Вокзальной) два небольших крыльца. Одно – западное – стало входом в Дом Культуры. А к восточному крыльцу был изнутри отбит “карман” и в нём разместили кассу.

Первый зал оборудовали под фойе. Повесили на окна занавески, на стенах появились плакаты.

Второй зал был превращён в зрительный. Устроили сцену, на ней поместили экран. От входа в зал к восточной стене была отбита комната для кинобудки. На мебельной фабрике (при поддержке РК КПБ) были заказаны скамейки для зрительного зала.

Рядом со сценой, за дверью, устроили несколько ступеней, которые вели в комнату за сценой. Комната эта была универсальной. Здесь помещался и директор дома культуры, и художественный руководитель, руководители кружков. Это была и репетиционная комната. А через узенький проход находилась ещё одна комната, которая служила складом, костюмерной, бутафорской мастерской.

Был ещё служебный вход, на северной стороне, с высокой лестницей, но чаще работники пользовались восточными воротами.

В.К.Горовец (директор ДК с 1947 по 1951 г.г.) местный уроженец, а вот М.С.Куприянов – сибиряк, стал работать художественным руководителем. Прекрасно владея баяном, создал хор, которому сам и аккомпанировал.

Танцевальным коллективом стал руководить Михаил Яковлевич Обольский из Молдавии. Сам прекрасный, замечательный танцор, бывший матрос Черноморского флота, собрал возле себя молодых девушек и ребят.

Первые годы после освобождения были отданы на восстановление жилищного фонда – в Богушевске в годы войны сгорело много домов, много попало под бомбёжку. Люди жили в землянках, в чужих домах, в банях, времянках, оставленных немцами бункерах. С большой нагрузкой работали лесхоз, мебельная фабрика: требовалось большое количество стройматериалов.

Но даже в таких условиях руководство понимало важность идеологической работы. До 1946 года культурно-просветительской работой ведал ст. инспектор районо Кривошеев Давид Абрамович. Отдел культурно-просветительской работы был организован в январе 1946 года.

Уже в начале 1946 года зав. Отделом культурно-просветительской работы назначают П.Я.Локтева, который отдал этому делу без малого с половиной 12 лет. При нём были построены библиотеки, сначала – районная, потом – детская районная (стройка с севера на юг).

В 1946 году, в июле, вернулась из рядов Советской Армии Р.Б.Сорочкина, дочь бывшего руководителя драматического коллектива, сама прекрасная комедийная актриса. Ей РК КПБ предложил возглавить драмколлектив (Б.Н.Сорочкину к этому времени было уже 70, да и война, голод крепко подорвали здоровье).

Страшно было браться за работу по восстановлению драматического коллектива. Бывшие его участники – кто погиб, кто уехал – в Богушевске не осталось никого. Начинать надо было с нуля. И, тем не менее, 17 августа 1946 года зрители увидели первый спектакль: это были отрывки из произведений А.П.Чехова, Я.Купалы, Н.Гоголя.

Первыми участниками были З.Н.Куприянова (Левит), Г.С.Цветков.

Уже в 1947 году был выпущен первый многоактный спектакль “Старые друзья” по пьесе А.Малюгина, а в 1949 году на областном смотре художественной самодеятельности коллектив показал спектакль “За вторым фронтом” по пьесе В.Собко, обратив на себя внимание и областной смотровой комиссии, и управления культуры.

С этого времени и началось шефство театра им. Я.Коласа над Богушевским театральным коллективом.

3.Развитие культуры (50-60- годы)

Если в первые послевоенные годы все силы были отданы на восстановление народного хозяйства, то следующие десятилетия были отданы на развитие культуры, и – в первую очередь – её материально-технической базы.

Библиотечное дело

Две библиотеки функционировали с 1944 г. по улице Ленина (взрослая и детская)2. Уже в конце 40-х – начале 50-х была построена районная библиотека, сразу же за этим к ней пристраивается ещё одна комната (до войны библиотека размещалась в железнодорожном клубе). В получившемся здании находятся районный отдел культуры и библиотека.

В 1951 году была выделена из общего фонда детская литература и таким образом создана детская библиотека. Но помещения своего она не имела, и было решено арендовать для библиотеки полдома по ул. Вокзальная, 23.

Несколько лет библиотека квартировала в этом доме, пока к районной библиотеке не пристроили ещё одно здание, специально под детскую библиотеку.

Первой зав. районной библиотекой была Блинчик Рахиль Элевна; в 1951 году заведующей стала Куксёнок Л.Н. (до этого библиотекарь). Когда образовалась детская библиотека, заведующей назначили З.Н.Куприянову, которая до этого работала библиотекарем районной библиотеки.

В 1966 году Куксёнок переходит на другую работу. Заведование принимает В.А.Рудак. В 1968 году В.А.Рудак уехала на родину, в Гродненскую область, заведование принимает Н.А.Сошнева. После её ухода заведующей горпосбиблиотекой назначена А.В.Кузнецова.

В 1977 году, в связи с централизацией библиотек, горпоселковая библиотека становится филиалом № 2 Сенненской ЦБС (детская – филиал № 3).

Кинофикация

В довоенном Богушевске киносеансы проходили все в том же железнодорожном клубе.

Но уже со дня освобождения Богушевска руководство думает о восстановлении кинофикации. Сначала используют военные передвижные установки, затем, когда уже выделено место под киноаппаратную, приобретён аппарат, киносеансы становятся стационарными.

В связи с тем, что электроснабжение ещё не было постоянным, возле Дома культуры построили домик для мотора (двухцилиндровый генератор). Мотористом работал М.Ершов.

В 1957 году, в связи с закрытием РДК (здание сильно обветшало и ремонту не подлежало), киносеансы проходили в клубе мебельной фабрики. Б.Д.Павлюченко удалось получить средства и разрешение на строительство нового клуба, в обмен на то, что богушевцы прорубят просеку для нужд лесного хозяйства района. К 1 мая 1959 г. новое здание клуба было открыто3. С этого дня кино переходит в новое здание РДК.

Мастером по ремонту киноаппаратуры был В.И.Конапелько.

Надо сказать, что кино в Богушевске всегда любили. А в ту пору, когда телевизоров было не густо, залы были переполнены. Финансовый план выполнялся постоянно, за что старший киномеханик С.П.Шумаров постоянно получал поощрения.

Дом культуры

Первыми коллективами, созданными после войны, были хоровой и танцевальный коллективы.

Руководили ими демобилизованные солдаты – Михаил Степанович Куприянов – хором, Михаил Яковлевич Обольский - танцевальным коллективом.

Трудно было собрать хоровой коллектив. После войны, огромных потерь идти на сцену петь – многие считали святотатством. И, тем не менее, хор был создан. Возможно, решающую роль сыграло личное обаяние Михаила Степановича. Молодой, красивый, высокий, стройный сибиряк уж больно приглянулся богушевским девушкам и женщинам. Конечно, вскоре он женился, и не на хористке, а на участнице драмколлектива, молоденькой красавице Зиночке Левит, но это не помешало росту коллектива.

Семейная жизнь не бывает безоблачной, они разошлись, а после развода Куприянову делать в Богушевске было нечего. Он уехал.

На одном из республиканских семинаров культпросветработников Р.Б.Сорочкина, работавшая в ту пору художественным руководителем РДК, познакомилась с хоровиком из г. Толочина. Познакомилась и пригласила приехать в Богушевск.

А.И.Синельник приехал в Богушевск, посёлок ему понравился. Несколько настораживал вид районного Дома культуры, но все работники встретили его так радушно, что он остался в Богушевске навсегда.

Специалистом-хоровиком он оказался отличным. Хор, принятый у М.С. Куприянова, был им так подготовлен, что вскоре стал лауреатом областного смотра художественной самодеятельности, а затем представлял Витебскую область на республиканском смотре в Театре оперы и балета.

Но Алексей Иванович был человеком очень требовательным и нетерпеливым. Однажды, обидевшись на замечание коллеги по работе, он бросил Дом культуры и ушёл в школу.

На его место был приглашён бывший военный дирижёр, капитан в отставке А.М.Скворцов. Человек высокой культуры, специалист, он подходил к хору совершенно с других позиций. Это был уже не инструмент, а живой организм. Если А.И. Синельника больше боялись, то Александра Михайловича люди просто любили.

Кроме хора была создана вокальная группа. Александр Михайлович отработал в ГДК до середины 70-х годов. С его уходом ни хора, ни вокальной группы в ГДК не было.

Танцевальным коллективом с 1945 года руководил Михаил Яковлевич Обольский, бывший моряк Черноморского флота.

Как судьба его занесла в Богушевск? Родом он был из Молдавии. Родные его не успели уйти от немцев, погибли в первый же месяц войны, так что возвращаться ему было практически некуда.

Он проработал в ГДК до 1953 года. Приехал в Богушевск хор Ширмы Г.Р. и влюбился наш Михаил Яковлевич. Уехал вслед за любимой.

В середине 50-х годов встал вопрос о строительстве районного ДК. Вопросом этим в первую очередь занимал П.Я.Локтев. Он вышел с ходатайством на председателя райисполкома Б.Д.Павлюченко, который в свою очередь обратился за помощью к П.А.Абрасимову, работавшему в то время Заместителем Председателя Совета Министров БССР.

Благодаря помощи П.А.Абрасимова в течение 1957-1959 районный Дом культуры был построен. Открытие его состоялось 30 апреля 1959 года, накануне первомайских праздников. После торжественного собрания Народный театр, только что получивший это высокое звание, показал спектакль “Юбилей” по пьесе А.П.Чехова.

Описать радость работников Дома культуры было трудно. Если раньше все ютились в одной комнате, то теперь Народный театр получил 3 большие комнаты: режиссерская, репетиционная, художественно-оформительская и костюмерная! Отдельный кабинет был у директора на первом этаже.

Третий этаж был отведён под хор и оркестр духовых инструментов.

Комната методистов находилась на втором этаже.

Тот, кто был на первом новогоднем балу в Новом Доме культуры – никогда этого не забудет.

Роскошно убранная ёлка (на которой как самые большие ценности – вверху – висели старые тяжеленные шары – красные и синие, серебряные шишки и стеклянные и бумажные, которые два вечера накануне клеили все коллективы художественной самодеятельности). В зале, в фойе – у окон – фикусы, огромные почти до потолка. Между ними маленькие ёлочки. Два (!) буфета: в вестибюле и на 2-м этаже.

Праздники песни

В 50-е годы большое распространение получили праздники песни. Поначалу они приурочивались ко Дню освобождения Беларуси и проводились в последнее воскресенье июня, или первое воскресенье июля (Неделя была шестидневная и День освобождения Беларуси был ещё рабочим днём, а не праздничным).

В этот день подводились итоги работы колхозов, а затем и совхозов, приезжали передовики сельского хозяйства со всего Богушевского района (а позднее – с Богушевской зоны). Приезжали и коллективы художественной самодеятельности – хора, танцевальные коллективы, солисты.

Конечно, центральное место в празднике занимал Богушевский Дом культуры. Выступал хор, в котором пели супруги Носовские – И.Я. и Р.С., К.Головинский и др., выступал танцевальный коллектив с солистками Н.Элксис и И.Шпаковской. Выступления шли в сопровождении духового оркестра, которым руководил А.М.Скворцов.

Позже праздник был совмещён с днём молодёжи и постоянно проводился в середине июня месяца.

Почему эта традиция сошла “на нет” трудно сказать. В постперестроечные времена многое изменилось не в лучшую сторону. Повальная коммерциализация культуры и искусства пока ни к чему хорошему не привела.

К сожалению, хорошее быстро кончается. 20.1.1960 г. был ликвидирован Богушевский район, расформирован и центральная его часть вошла в Сенненский район.

Сенно получило царский подарок.

Клуб “Парус”

В 2002 году Богушевск отмечал 100-летие станции “Богушевская”. Создалась инициативная группа, которая по доброй воле взвалила на себя подготовительную работу: составление списка знаменитых земляков, переписку с богушевцами, разъехавшимися в разные концы бывшего Советского Союза и за границу; поиски своих художников, поэтов, композиторов.

Инициативная группа обратилась к Л.П.Гончаровой: филологу, поэту, артистке народного театра за помощью в подготовке и проведении литературного вечера. Ею был составлен сценарий, в который были включены стихи поэтов-богушевцев: Р.М. Александровой, Г.С.Цветкова, П.С.Пядочкиной, Е.Е. Семериковой, С.В.Позойского, Л.А.Полыковского, К.И.Бондаренко, самой Л.П.Гончаровой. В качестве гостей на вечере присутствовали богушевцы, приехавшие земляки и журналисты (например, Г.И.Клёсова, бывший зав. отдела культуры Витебского Облисполкома, А.М. Подлипс-кий, витебский краевед и зав. отделом писем витебской газеты “Народное слово”).

Но праздники быстро проходят. А наработки остаются. Жалко было терять обретённое. Вот так и возник Богушевский клуб “Парус” при Богушевском ГДК.

И сейчас в нём состоят Р.М.Александрова, К.И.Бондаренко, Л.П. Гончарова, В.Е. Латышев, В.Г.Мельниченко, П.С.Пядочкина, Л.С.Шухто, А.В.Кузнецова и др.

За эти годы установилась связь с поэтическими объединениями г. Витебска (клуб “Плыни” газеты “Вечерний Витебск” (руководитель - Г.Д.Борисов, Творческий салон Еврейской общины, руководитель - Л.А.Полыковский).

Стихи проза богушевцев появлялась на страницах “Вечернего Витебска”, журналов “Человечество” и “Мыслители”.

На поэтические вечера в Богушевск приезжали витебские поэты Геннадий Борисов, Александра Красовская, Клавдия Куриленкова, Леонид Иванов, Исаак Гуревич, Эрнест Лиознянский, Евгений Клемят, Лев Полыковский.

В канун 60-летия Победы был подготовлен и издан (компьютерная вёрстка) сборник “Эхо войны”, в который вошли произведения о Великой Отечественной войне В.Г.Мельниченко. Л.П.Гончаровой, П.С.Пядочкиной, Г.С.Цветкова – участника Великой Отечественной войны, уже ушедшего, к сожалению, от нас, и В.Е.Латышева. Презентации этого сборника, встречи с поэтами-авторами сборника, - проходят с неизменным успехом.

В.Г.Мельниченко, уроженец г. Керчи, проживший более 40 лет на Витебщине, человек с огромным жизненным опытом и одарённый музой поэзии, подготовил и издал книгу “Я видел, я слышал”. Презентация её прошла в школе № 2 в сентябре 2006 г.

Подготовлено Краеведческим кружком “Микролаборатория компьютерного краеведения” Богушевской школы № 2.

 

Hosted by uCoz